Играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях. В творческих играх открывается широкий простор для выдумки, экспериментирования. В играх с правилами требуется мобилизация знаний, самостоятельный выбор решения поставленной задачи.
Игры с правилами имеют готовое содержание и заранее установленную последовательность действий.
Игра с правилами – это всегда совместная деятельность детей, в отличие от сюжетной игры, она не может быть индивидуальной, она всегда предполагает партнёров. Поскольку правила в игре имеют силу закона, они должны неукоснительно выполняться всеми. Правила безличны, формализованы и обязательны для всех – независимо от того, придумывают их сами играющие (договорившись, как нужно играть), или же они уже берутся в готовом виде. Обязательность правил для всех участников связана с совместностью действий детей – только соблюдая их, дети могут играть.
Рекомендуем игры с правилами для дома с родителями.
![]() | Игра «Наступалы» В игре участвует от 2 игроков. Встаньте на расстояние 1-2 шагов друг от друга Выберите, кто будет начинать игру («наступалу»). Он старается прыгнуть так, чтоб наступить другому игроку на ногу, а тот, в свою очередь, старается отпрыгнуть и не дать «наступале» это сделать. Далее «наступалой» становится тот, кому наступили на ногу. Игра заканчивается по мере усталости игроков. Правило: руками друг друга не задевать! Между прыжками с места сходить нельзя! |
![]() | Игра «Заячьи хвостики» Количество игроков: от 3 человек. С помощью считалки выберите «лису». «Лиса» спит в центре, остальные — «зайчики», ходят вокруг «лисы» и приговаривают: — Хитрая плутовка, рыжая головка, Норка лисоньки в земле, спит хитрющая в тепле. Останавливаются и тихо говорят: — Лиса, глазки открывай, с нами весело играй! Слова повторяются три раза с нарастанием громкости, третий раз совсем громко и «лиса» просыпается, «зайчики» вытягивают перед собой ладошки-«хвостики». Задача лисы дарить «зайчика» по ладошкам, а «зайчик» должен успеть их убрать за спину. Тот, кого лиса задела по ладошкам, выбывает. Игра повторяется со сменой «лисы». Правило: нельзя удаляться от «лисы» на расстояние, дальше вытянутых рук. |
![]() | Игра «Хватай-ка» Кол-во игроков: от 2 человек Выберите водящего. Он встает в центр, остальные — вокруг него на расстоянии2 шагов. На полу перед каждым игроком, кроме водящего, лежит какой-либо предмет. Водящий старается задеть или схватить предмет любого игрока, а игрок старается не дать это сделать. Как только он заметит, что водящий направляется к нему, должен присесть и закрыть предмет руками. Как только водящий отходит, игрок вновь встает и убирает руки за спину. Тот, кто «потерял» свой предмет, меняется сводящим местами. Игра повторяется. Правило: Руки игроков за спиной до момента хватания. Расстояние между водящим и игроками можно увеличивать, если дети маленькие. |
![]() | Игра «3-13-30» Кол-во игроков: от 3 человек Встаньте в круг, друг от друга на расстоянии вытянутых в сторону рук. В середину круга становится водящий. Если он говорит «ТРИ» — все поднимают руки вверх. «Тринадцать» — поднять руки в стороны. «Тридцать» — поставить руки на пояс. Водящий называет быстро любое число (три, тринадцать, тридцать),игроки должны быстро выполнить соответствующее движение. Допустивший ошибку, отходит на шаг назад и продолжает играть. Выигравшими считаются те, кто ни разу не допустил ошибку и остался на своем первоначальном месте. Правило: водящий имеет право растягивать слова: «ТРИ-и-и-и-и-и». Внимательно следите за окончанием слова. |
![]() | Игра «Волшебный посох» Кол-во игроков: от 3 человек Выберите водящего, который будет называть имена игроков. В центр ставится палка, которая упирается одним концом в пол. Все, кроме водящего правой рукой берутся за палку, как за посох, и идут вокруг посоха оговоренным способом(обычным шагом, на носках, в приседе, спиной вперед и т.п.) по часовой стрелке. При этом они проговаривают слова: — Мы шли, шли, шли! Мы посох нашли! Посох тот волшебным был, наши руки прилепил! Тили-мили-тромми…Все прилипли, кроме…. Водящий называет чье-нибудь имя. Тот, чье имя прозвучало, отпрыгивает назад, остальные игроки посох не отпускают. Тот, кто ошибся, выходит из игры. Игра повторяется с другим движением и заканчивается тогда, когда останется последний игрок. Правило: нельзя отпускать посох раньше, чем прозвучало имя. |
![]() | Игра «Цапки» Кол-во игроков: от 2 человек Выберите «цапку». «Цапка» вытягивает руку вперед ладонью вниз. Остальные игроки подставляют свои указательные пальцы одной из рук под ладонь «цапки». Все говорят: — На горе стояли зайцы И кричали: «Прячьте пальцы!» Цап! На последнем слове игроки должны убрать пальцы, а «цапка» постараться схватить чей-нибудь палец. Тот, кто не успел убрать палец, выбывает, отходит в сторону и прыгает на месте на двух или одной ноге, пока не попадется еще кто-то. Вновь попавшийся, придумывает для всех новое движение Игра заканчивается, когда все будут «сцапаны». Правило: убирать палец можно только после слова «цап!» (тот, кто убрал палец раньше, считается проигравшим и отходит в сторону). Цапка может хватать только за палец. (второй рукой помогать, придерживая руку игрока, запрещается) |
Дети играют потому, что это доставляет им удовольствие. Вместе с тем, ни в какой другой деятельности нет таких строгих правил, такой обусловленности поведения, как в игре. Вот почему игра дисциплинирует детей, приучает их подчинять свои действия, чувства и мысли поставленной цели.