«Как помочь ребенку по изучению казахского языка, даже если сам родитель языка не знает»

Учитель казахского языка Итемгенова С.Т.

 Обучение казахскому языку в детском саду основывается на принципе коммуникативности. Поэтому все методы обучения направлены на изучение казахского языка, как средства общения.

Обучение казахскому языку ставит перед  собой следующие задачи:

  1. Обогащение словарного запаса.
  2. Правильное произношение звуков, специфических звуков казахскому языку.
  3. Составление предложений.
  4. Развитие связной речи.
  5. Ознакомление детей с культурой  казахского народа (традициями, национальной одеждой, праздниками).

Изучение казахского языка начинается с запоминания отдельных слов, правильное их произношение и умение использовать их в предложении. Материал объясняется с помощью демонстрационного материала (картин, игрушек, муляжей), наглядных пособий, мимики, жестов и телодвижений. Также используются мнемотаблицы, опорные схемы – символы. Где каждый символ обозначает конкретное слово. Работа с опорными схемами- символами делится на 4 этапа:

1 этап заключается в том, что педагог дает объяснения к отдельным элементам схемы. Например,

2 этап заключается в том, что дети учатся  из знакомых слов составлять предложения.
Например:  -Алма кішкентай, таза, тәтті. -Яблоко маленькое, чистое, сладкое.

На 3 этапе дети сами учатся составлять  маленькие рассказы, загадки.

-Көктем келді. Күн жылынды. Қар еріді. Құстар ұшып келді. -Наступила весна. Дни потеплели. Снег растаял. Птицы прилетели.

Заключительным, 4 этапом   является рассказ детей по самостоятельно составленным схемам.

К концу года в предшкольной  группе у детей должен быть следующий набор знаний, умений и навыков по казахскому языку:

  1. Уметь отвечать на вопросы по теме «Знакомство»: Как тебя зовут? Сколько тебе лет? Где ты живешь?
  2. Отвечать на вопрос: Кто это? Что это?  (среди десяти предметов)
  3. Знать вежливые слова: сәлеметсіз бе  (здравствуйте), сау болыңыз (до свидания), рахмет(спасибо) и т.д.
  4. Отвечать на вопрос «какой?» (по форме, цвету, вкусу, величине)
  5. Считать до 10 и обратно.
  6. Называть слова в единственном и  множественном числах.
  7. Отвечать на вопрос «что делает?»  (основные виды движений: стоит, сидит, играет, бежит, прыгает, пишет, читает, говорит, спит, летает и т.д.)
  8. Из слов составлять предложения.
  9. Из простых предложений составлять маленький рассказ.

Когда стоит начинать изучение казахского языка? Большинство преподавателей казахского языка считают, что начинать  изучение языка следует  – с двух, трех лет. Дело в том, что в этом возрасте ребята уже способны воспринимать достаточно большой объём новых знаний. Кроме того, дети этого возраста более восприимчивы к языкам, легко и с удовольствием копируют взрослых, не боятся сделать ошибку.

Что делать, если ребёнок не хочет заниматься казахским? Прежде всего, нужно доброжелательно поговорить с ребёнком и выяснить, чем именно вызвано его нежелание.

Основных причин две:
1) заниматься казахским ребёнку неинтересно и
2) заниматься казахским ему трудно.

Если у ребёнка нет интереса к казахскому языку, постарайтесь заинтересовать его с помощью обучающих мультфильмов, компьютерных программ, специальных детских сайтов об изучении казахского языка. Если ребёнку трудно заниматься казахским языком, обязательно посоветуйтесь со своим учителем казахского языка. Именно учитель может подсказать вам, как лучше учить новые слова. Хороший специалист может сделать очень многое для того, чтобы решить ваши проблемы.

Как с ребёнком учить слова? Вот несколько советов. Карточки – просто и эффективно. Купите блок разноцветных одинаковых листочков (или нарежьте небольшие карточки из старых неиспользованных тетрадок). С одной стороны пишете казахское слово на другой стороне – перевод, а лучше рисунок. Карточки делайте вместе с детьми. Хранить карточки можно в специальных конвертах, конверты лучше подписывать по темам, например, «Цвета», «Цифры», «Эмоции (прилагательные)», «Животные» и так далее. Берите с собой эти конверты в транспорт, в очереди и играйте с ребёнком в карточки всегда, когда у вас образуется свободное время, которое бесполезно тратится. Вы даже не представляете себе, какой словарный запас можно приобрести за один год поездок в автобусе, например, в музыкальную школу!

Ещё один способ учить слова – это подписывать вещи в комнате ребёнка, т.е. наклеивать стикеры, которые не оставляют следов и довольно долго держатся на поверхностях. Подписать можно стол и лампу, стену и кровать, мяч и пианино – идея понятна.

Как научить ребёнка правильно произносить слова? Прежде всего, нужно обязательно отметить, что постановка правильного произношения – это долгий процесс, который требует большого количества упражнений на развитие у ребёнка слуха, умения различать звуки своего и родного языка, умения эти звуки правильно произносить. Если вы сами не знаете казахского, то лучшим способом помочь ребёнку освоить казахское произношение – это слушать вместе с ним и пытаться повторять слова за обучающими дисками с песнями и рифмовками, которые были начитаны носителями языка. Если же вы казахский знаете, то в принципе нужно с ребёнком делать то же самое – слушать аудио, пытаться повторять. Также родители, которые знают язык достаточно хорошо, могут играть с детьми в весёлую игру на произношение. Игра состоит в том, чтобы брать предложение или стишок на русском и заменять в нём один «русский» звук на «казахский».

Очень важно не отбить у детей желание заниматься казахским языком, принцип «не навреди!» верен и по отношению к педагогике. Запаситесь терпением, подберите интересный учебный материал с учётом индивидуальных особенностей вашего ребёнка. И помните! Чем меньше ребенок, тем больше у него шансов овладеть вторым языком в максимальном объеме и с нормальным произношением.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *