Воспитание гражданственности у детей

Подготовили: Макатова В.В. Итемгенова С.Т.

В целях реализации   программы « Рухани жангыру» и посланий главы государства « Золотое наследие» хочется ещё раз остановиться на рассмотрении данного вопроса.

«Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш»

(В.А.Сухомлинский)

Воспитание гражданственности у детей является одной из основных задач дошкольной организации. Под гражданским воспитанием понимается взаимодействие взрослых и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим.

Воспитание гражданственности у ребенка — сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Как сказал Д.С. Лихачёв «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого — с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству»

Вот и мы в педагогическом процессе начинаем воспитание гражданственности с отношения к своей семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Потому, что это корни, связывающие детей с родным домом и ближайшим окружением. Актуальность раскрытия данной задачи заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, редко сострадают чужому горю.

Система работы по воспитанию гражданственности в нашей группе ведется по следующим направлениям:

  • совместная деятельность педагога и детей;
  • самостоятельная деятельность детей;
  • взаимодействие с семьями воспитанников,
  • создание предметно-пространственной среды в группе;

Далее хотелось бы подробно остановиться на формах и методах, которые мы используем в работе с детьми младшего дошкольного возраста, решая вопросы гражданского воспитания. В течение года  мы организуем беседы:

«Моя семья», «Праздники в моей семье», «Я и мое имя», «Что значит любить родителей», «Как зовут маму, папу, сестренку…», «Какие они…», беседы с детьми о папах в преддверии праздника Дня защитника Отечества, беседы о мамах к 8 марта.

Мы разработали тематические циклограммы:

«Папа, мама, я —  дружная семья»

Цель: Дать представление о семье. Учить детей называть свое имя, имена родителей и других членов семьи. Расширить знания детей о членах семьи. Развивать чувство любви  к своей семье, родному дому. Закрепить знания детей о домашних обязанностях всех членов семьи, о взаимопомощи. Воспитывать уважительное отношение и заботливое отношение к членам семьи, к старшим.  Развивать чувство осознания себя как члена семьи.

«Моя любимая мама»

Цель: Расширять представления детей о роли мамы в семье, в жизни ребенка. Обогащать активный словарь детей прилагательными, характеризующими маму, глаголами, обозначающими мамины действия. Воспитывать чувства любви и уважения к маме.

«Мамин день»

Цель: Способствовать формированию представлений ребенка об эмоционально близком взрослом – маме. Воспитывать любовь и уважение к семье, к матери и ближайшим родственникам. Приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения друг с другом.

В группе имеются  материалы по теме «Семья» — это подборки пословиц и поговорок, потешек, закличек, песенок, загадок, стихов.

Произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

С детьми  нашей 2 младшей группы используем народные сказки для воспитания понятий гражданственности, такие как: «Азиз и папа чабан», «Мастер –золотые руки» Музафара Алимбаева, «Курочка Ряба», «Колобок», «Репка», «Теремок», «Три медведя». Сказки – особая фольклорная форма, призванная рассказать детям о добре и зле, воспитать в ребенке трудолюбие, уважение к самому себе и окружающим, честность, справедливость, научить смекалке. Сказка не дает прямых наставлений детям (Слушайся родителей», «Уважай старших»), но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно осваивают.

Дидактические игры, форма и метод, которые позволяют ненавязчиво воспитывать маленького гражданина. В течение всего учебного года мы проводим с детьми дидактические игры: «Чья мама?», «Вежливые слова», «Полное и неполное имя», «Ласковые слова для мамы», «Чей малыш».

Широко применяем разыгрывание различных ситуаций по теме «Семья», «День рождения», «Ссора», «Как помириться», «Как поднять настроение маме», «Вечер в семье».  Такой метод работы создает предпосылки к формированию к самостоятельному принятию решений и умению сделать определённые выводы.

Игра «Семья» — самая любимая детьми. Дети отождествляют себя с взрослыми, поэтому проецируют взрослую жизнь на себя через игру. В игре дети имеют возможность примерить к себе разные роли и приобрести соответствующий социальный опыт.

И вот в этом направлении мы чаще всего взаимодействуем с семьёй, чтобы детский опыт имел нужное направление.  Рассказываем, что дети должны знать, что мама и папа ещё и граждане нашей страны. Они имеют профессию, место работы, Дети должны знать о достижениях родителей, чтобы гордиться ими. Никита знает, что папа его изготовляет мебель для дома, Диана знает, что ее мама работает врачом в поликлинике, лечит больных, У Даниала папа  работает в дорожной полиции, следит за тем, чтобы водители не нарушали правила дорожного движения.

Успех воспитания гражданственности у наших детей во многом зависит и от родителей, от семьи, от той атмосферы, которая царит дома, в детском саду. Поэтому мы приглашаем родителей участвовать в ОУД.

Теме «Семья» в нашей группе уделяется большое внимание и реализуется в художественном творчестве: лепке, рисовании, аппликации — наших любимых видах деятельности с детьми. Дети готовят рисунки, подарки для мам, пап, бабушек и дедушек и затем организуются выставки.

Совместное творчество в изготовлении поделок к различным конкурсам, которые проводятся в группе и в ДО. Это и конкурс «Дары осени», конкурсы поделок новогодней тематики и мн. др..

Была организована Выставка семейных рисунков «Мы соблюдаем Правила движения» в рамках тематической недели «Мы пешеходы», где родители вместе с детьми делали поделки и рисунки. Интересно  прошла тематическая спортивно-оздоровительная неделя «За здоровьем в детский сад».  В тематической  неделе «Независимому Казахстану – 25 лет»  родители приняли участие  в выставке семейного творчества  «Мы гордимся тобой Казахстан» с целью воспитания чувства гордости за свою Родину.

На тематической неделе «Новогодние ожидания» родители вместе с детьми украшали группу, ставили ёлку, разучивали стихи. Так мы вовлекаем семью в творческую деятельность, где семья может реализовать свои возможности. После Нового года родители вместе с нами создали  фотоальбом «По страничкам новогодних праздников»

В рамках тематической недели «Моя семья», на группе был организован творческий конкурс стенгазет «Мама, папа, я – дружная семья». Были проведены беседы с использованием представленного родителями материала. Дети с удовольствием рассматривали фотографии своих родных, рассказывали о своей семье.

Так мы  формируем у дошкольников чувство заинтересованности в выполнении общего дела, радость от достигнутого результата.

В ходе проделанной работы по воспитанию гражданственности видны первые результаты. Дети широко знают членов семьи, семейные традиции, знают о жизни бабушек и дедушек, которые с ними не живут в одной семье.

Совместная деятельность детей и родителей способствует укреплению детско-родительских отношений. Родители наших воспитанников стали осознанно относиться к вопросам воспитания гражданственности. Участие родителей в жизни детского сада стало активным и результативным.

Воспитать патриота своей Родины — ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *