Практические развивающие игры с детьми

Цель: достижение эмоционального благополучия детей через активную, спокойную, расслабляющую двигательную деятельность.

Релаксационная гимнастика до и после дневного сна

Гимнастика в постели направлена на постепенный переход детей ото сна к бодрствованию и   от бодрствования ко сну.

Релаксационная гимнастика   проводится с проснувшимися детьми, остальные присоединяются по мере пробуждения. Гимнастика в постели   включает такие элементы, как потягивание, поочередное и одновременное поднимание и опускание рук и ног, элементы самомассажа, пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз и т. п. Главное правило — исключить резкие движения, которые могут вызвать растяжение мышц, перевозбуждение, перепад кровяного давления и, как следствие, головокружение. Длительность гимнастики в постели — около 2-3 минут.

Релаксационная гимнастика до   дневного сна

  1. Упражнение на расслабление мышц рук

И. п. — лежа на кровати, на спине, руки вытянуть вдоль туловища.

Слова произносятся спокойно, тихо:

Мы умеем танцевать,

Бегать, прыгать, рисовать,

Но не все пока умеем

Расслабляться, отдыхать.

Есть у нас игра такая –

Очень легкая, простая.

Замедляется движенье,

Исчезает напряженье…

И становиться понятно –

Расслабление приятно!

Руки с силой выпрямляем (руки поднять, вытянуть за головой, потянуться)

Мы как будто подрастем.   (Глубокий вдох,  пауза)

А теперь их расслабляем,

Плавно мягко опускаем. (На выдохе руки опустить вдоль туловища)

  1. Упражнение на расслабление ног.

Что за странные пружинки

Распрямились наши спинки?

(потянуть носки ног на себя, пятками упереться в спинку кровати)

Ты носочки поднимай

И смотри, не отпускай! (пауза)

Ножки расслабляются (расслабить ножки)

Отдохнуть стараются.

  1. Упражнение на расслабление мышц живота(положить ладошки на грудь)

Шарик надуваем (вдох, живот надуть)

Руками проверяем.

Шарик наш сдувается,

Животик расслабляется. (Выдох, живот втянуть)

  1. Самомассаж лица и шеи.

Разотрем ладошки,

Согреем их немножко. (Потереть ладони одну о другую)

И теплыми ладошками

Умоемся как кошки (ладонями обеих рук провести по лицу сверху вниз)

Грабельки сгребают все плохие мысли (пальцами повести от середины лба к вискам)

Пальцы пробегают вверх и вниз так быстро (пальцами легко постучать по щечкам)

Дышится легко, ровно, глубоко.

  1. Общая релаксация.

Ресницы опускаются…

Глазки закрываются…

Мы спокойно отдыхаем (2раза)

Сном волшебным засыпаем…

Тяжелеют, засыпают (2раза)

Шейка не напряжена…

А расслаблена она….

Ротик чуть приоткрывается  (2раза)

Дышится легко, ровно, глубоко….

Мы чудесно отдыхаем, глазки крепко закрываем(2 раза)

Эти упражнения положительно влияют на физическое состояние детей, на эмоциональную атмосферу, подготавливают ребят к полноценному отдыху.

 

Релаксационная гимнастика после  дневного сна

Традиционная гимнастика пробуждения:

Улетели сны в окошко, убежали по дорожке,

Ну, а мы с тобой проснулись и, проснувшись, улыбнулись.

И запомните, друзья,

Без улыбки упражненья

Делать нам никак нельзя.

Мальчики и девочки дружно просыпаются,

У мальчиков и девочек глазки открываются.

Глазки открываются, одеяла в сторону тут же убираются.

1,2,3,4,5 гимнастику нашу нам нужно начинать!

Вот мы все проснулись,

С боку на бок повернулись (повороты с одного бока на другой)

Ручки к солнышку подняли,

С ним немножко поиграли  (руки вверх, встряхивание кистей)

По дорожке вслед за солнцем,

Быстро, быстро побежали  (езда на велосипеде)

Сели на кроватки, ноги свесили и нюхаем цветочки. (Ровное дыхание через нос).

 

Пальчиковая гимнастика «Негде зайчику скакать»

Раз, два, три, четыре, пять (счет ведется с большого пальца, пальцы подняты вверх)

Негде зайчику скакать (указательный и средний пальцы подняты вверх и разведены, остальные прижаты к ладони).

Всюду ходит волк,  (сгибать пальцы поочередно).

волк, волк,

Он зубами щелк, (сжимать пальцы в кулачок и разжимать).

щелк, щелк.

А мы спрячемся в кусты, (развести пальцы врозь)

Спрячься, заинька и ты. (прятать руки за спину).

 

Игры, направленные на снижение мышечного и эмоционального напряжения

(могут проводиться в любое время дня)

Цель: на снижение эмоционального и мышечного напряжения. Формирование эмоциональной выразительности и эмпатии. Тренировка психомоторных функций.

 

«Цветок»

Рассказываю детям  о том, как постепенно из зернышка вырастает цветок, как он расцветает, подставляя солнышку свои лепестки.

Дети, сидя на корточках, обхватывают ру­ками колени. Все они семечки, из которых скоро выра­стут красивые цветы. Обращаюсь к детям: «Теплый луч упал на землю и согрел в ней семечко. Из семечка про­клюнулся росток. Он растет, растет, выпрямляется. У него появляется первый маленький листочек, он расправляет­ся, тянется к солнышку. Мы растем, и вот уже появился прекрасный цветок. Он греется на солнышке, подставляя весенним солнечным лучам каждый свой лепесток, пово­рачивает свою голову вслед за солнышком».

Дети, выполняют выразительные движения: сидят на корточках; поднимают голову, руки; выпрямляются, руки разводят в стороны — цветок рас­цвел; голова слегка откинута назад, медленно поворачи­ваются вслед за солнышком. Глаза полузакрыты, дети улыбаются, радуясь весеннему солнышку.

«Тряпичная кукла и солдат»

Прошу детей встать так, чтобы не мешать друг другу, полностью выпрямиться и вытянуться в струнку, как солдат. Затем — застыть в этой позе и не двигаться. (Показываю, как принять эту позу).

После этого дети   наклоняются вперед и рас­слабляют руки так, будто они тряпичные куклы

Показ, пояснение: тело мягкое и подвижное, как у тряпичной ку­клы. Колени надо согнуть и почувствовать, будто кости становятся мягкими, а суставы — подвижными…

Затем опять предлагаю  детям    изобразить солдата, вытянутого в струнку, абсолютно прямого и негнуще­гося, как будто вырезанного из дерева (10 секунд).

Теперь — тряпичную куклу, мягкую, подвижную и расслабленную…

Снова — солдата… (10 секунд)

Затем — тряпичную куклу…

Дети вместе со мной  попеременно становятся то солдатом, то куклой до тех пор, пока полностью не расслабятся, после чего прошу их встряхнуть руками, будто они стряхивают с них капельки воды. Затем надо стряхнуть капельки воды со спины… с волос… с верхней части ног и ступней…

«Торт»

Говорю детям: «Сейчас мы  будем делать торт». Прошу одного ребенка лечь на ков­рик,      другой участник будет мукой, третий — сахаром, четвертый — моло­ком.

Помогаю детям замесить «тесто». Нужна мука — «мука» руками «посыпает» тело лежащего, слегка массируя и пощипывая его. Нужно молоко — «молоко» «разли­вается» руками по телу, поглаживая его. Необходим са­хар — «сахар» посыпает тело, нежно прикасается к голове, рукам, ногам.

Замешиваем « тесто», хорошенько разминая его (ребенка). Потом кладем  тесто в печь, там оно поднимается — ровно и спокойно дышит. Наконец торт испекся.

 

Игры на вытеснение страхов у детей

Цель: Преодоление страха замкнутого пространства, темноты. Преодоление боязни животных, внезапного воздействия.

  1. Игра «Прятки» — на преодоление страха замкнутого пространства, одиночества, темноты, нерешительности и эмоционального напряжения. Оговариваем, где нельзя прятаться.
  2. Игра «Лохматый пес».

Одному из детей предлагаем роль «пса» и усаживаем его на стульчик. Остальные дети медленно подходят как можно ближе со словами:

Вот сидит лохматый пес,
В лапы,  свой уткнувши нос.
Тихо, мирно он сидит:
Не то дремлет, не то спит.
Подойдем к нему, разбудим,
И посмотрим, что-то будет.
После слов «что-то будет» пес вскакивает и со словами «гав, гав» бросается к детям, те должны увернуться и убежать от пса.

  1. Игра «Пятнышки».

Служит своеобразной разминкой к последующим играм, способствует значительному уменьшению страха при внезапном неожиданном нападении, снятием накопившегося нервного напряжения.

Целесообразно заранее оговорить правила игры: двигаться по ограниченной оговоренной площадке, пятнать только хлопком по спине.

Для создания эмоциональной напряженности ведущий может подавать реплики – угрозы: «Ну, держись!», «Вот только поймаю…», «Ага, попался!» и другие.

Для  снятия эмоционального накала и формирования уверенности ребенка в собственных силах даем положительную оценку в виде восклицания: «Ну и ловкий!», «Никак не догнать!» и т.д.

  1. Игра «Мы охотимся на льва».

Дети проговаривают текст, сопровождая его соответствующими движениями:
Мы охотимся на льва. Не боимся мы его.

У нас длинное ружьё и подзорная труба.
Ой! А что это? А это – поле: топ – топ — топ.
Ой! А что это? А это- болото: чав – чав — чав.
Ой! А что это? А это – море: буль-буль-буль.
Ой! А что это? А это – тропинка: шур-шур-шур.
Под ней не проползти. Над ней не пролететь.
Её не обойти, а дорожка напрямик –
Вышли на полянку. Кто это здесь лежит?

— Давайте его потрогаем! (дети «трогают» воображаемого льва) Да это ЛЕВ! Ой, мамочка! Ой, как страшно! Испугались мы его и побежали скорее домой:
По тропинке: шур – шур – шур.
По морю: буль – буль – буль.
По болоту: чав – чав – чав.
По полю: топ – топ – топ.
Прибежали домой. Дверь закрыли на все запоры: чик – чик.
Ух! (на выходе) Устали. Ай да мы! Ай да молодцы! Ото льва убежали!

  1. Игра «Жмурки».

Водящему плотно завязываем глаза, то есть, имитируя замкнутое пространство, которого так боятся дети в обычной жизни, и, повернув его три раза вокруг себя, предлагаем поймать кого-то из детей. По ходу игры даем водящему сигналы,  в каком направлении ему лучше двигаться. При поимке кого-либо из детей ведущий должен на ощупь опознать кто это.

 

Игры на снижение агрессии и ослабление негативных эмоций

Цели:  снятие  вербальной агрессии, помочь детям выплеснуть гнев в приемлемой форме. Снятие невербальной агрессии, предоставить детям  возможность «легальным образом» выплеснуть гнев, снять излишнее эмоциональное и мышечное напряжение, направить энергию детей в нужное русло. Научить  детей контролировать свои движения.

Научить  детей быть не обидчивыми, дать им уникальную возможность посмотреть на себя глазами окружающих, побыть на месте того, кого они сами обижают, не задумываясь об этом. Помочь  детям, испытывающим затруднения в общении, обрести уверенность и почувствовать себя частью коллектива.

1.»Обзывалки».

Говорю детям   «Ребята, передавая мяч по кругу, давайте называть друг друга разными необидными словами.  (Заранее обговаривается условие, какими «обзывалками» можно пользоваться).  Это могут быть названия овощей, фруктов, грибов или мебели. Каждое обращение должно начинаться со слов: «А ты, … морковка!» Помните, что это игра, поэтому обижаться друг на друга не будем.

В заключительном круге обязательно следует сказать своему соседу что-нибудь приятное, например: » А ты, …. солнышко!» Игра полезна не только для агрессивных, но и для обидчивых детей.

2.»Два барана».

Педагог  разбивает детей на пары и читает текст: «Рано-рано два барана повстречались на мосту». Участники игры, широко расставив ноги, склонив вперед туловище, упираются ладонями и лбами друг в друга.

Задача —  противостоять друг другу, не сдвигаясь с места, как можно дольше. Можно издавать звуки «Бе-е-е».

3.»Толкалки»

Предлагаю сказать: «Разбейтесь на пары. Встаньте на расстояние вытянутой руки друг от друга. Поднимите руки на высоту плеч и обопритесь ладонями о ладони своего партнера. По сигналу ведущего начните толкать своего напарника, стараясь сдвинуть его с места. Если товарищ сдвинет вас с места, вернитесь в исходное положение. Отставьте одну ногу назад, и вы почувствуете себя  устойчиво. Тот, кто устанет, может сказать: «Стоп».

Время от времени можно вводить новые варианты игры: толкаться, скрестив руки; толкать партнера только левой рукой; толкаться спиной к спине.

4.»Жужа»

«Жужа» сидит на стуле с полотенцем в руках. Все остальные бегают вокруг нее, строят рожицы, дразнят, дотрагиваются до нее. «Жужа» терпит, но когда ей все это надоедает, она вскакивает и начинает гоняться за обидчиками, стараясь поймать того, кто обидел ее больше всех, он и будет «Жужей». Взрослый  следит, чтобы «дразнилки» не были слишком обидными.

5.»Дракон»

Дети  становятся в линию, держась,  за плечи друг друга. Первый участник — «голова», последний — «хвост». «Голова» должна дотянуться до «хвоста» и дотронуться до него. «Тело» дракона неразрывно. Как только «голова» схватила «хвост», она становится «хвостом». Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник не побывает в двух ролях.

6.»Маленькое привидение».

«Ребята! Сейчас мы с вами будем играть роль маленьких добрых привидений. Нам захотелось немного похулиганить и слегка напугать друг друга. По моему хлопку вы будете делать руками вот такое движение: (педагог приподнимает согнутые в локтях руки, пальцы растопырены) и произносить страшным голосом звук «У». Если я буду тихо хлопать, вы будете тихо произносить «У», если я буду громко хлопать, вы будете пугать громко. Но помните, что мы добрые привидения и хотим только слегка пошутить». Затем педагог хлопает в ладоши: «Молодцы! Пошутили и достаточно. Давайте снова станем детьми!».

 

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *