«Развитие воздушной струи»

Подготовила учитель-логопед Лящук А.Н.

Своевременное овладение грамотной речью и чистым звукопроизношением имеет немаловажное значение для формирования полноценного и гармоничного развития ребёнка.

Все звуки нашей речи мы произносим, как известно, на выдохе. Соответственно, если речевой выдох неправильный — все звуки будут звучать смазано и нечетко. И наоборот, освоенный правильный выдох — по середине языка — способен нормализовать качество всех звуков речи у детей, а также значительно сократить время работы над каждым звуком.

Выработка сильной направленной воздушной струи — это необходимое условие для постановки звука. Работа над развитием воздушной струи начинается еще на подготовительном этапе формирования правильного звукопроизношения, наряду с развитием фонематического слуха и артикуляционной моторики.

Формирование воздушной струи для разных групп звуков:

  • Широкая струя (для произнесения шипящих звуков);
  • Узкая струя (для произнесения свистящих звуков).
  • Тёплая струя (для произнесения шипящих звуков);
  • Холодная струя (для произнесения свистящих звуков).
  • Рассеянная или направленная воздушная струя.
  • Слабая или сильная воздушная струя.

В процессе работы по формированию правильной воздушной струи следует придерживаться данных методических рекомендаций:

Упражнения проводить в проветренном помещении.

Лучшие результаты достигаются, если упражнения выполнять в свободном положении тела, не сидя, а стоя: осанка прямая, грудная клетка расправлена.

  • Вдох делается глубокий и спокойный, через нос. Выдох делается через рот: лёгкий, плавный, длительный.
  • Следить за направлением воздушной струи.
  • Упражнения не длятся дольше 3 минут.
  • Следует правильно дозировать количество и темп упражнений: интенсивно дуть не более 5 раз.
  • Следить, чтобы во время упражнений не надувались щёки.
  • Выдыхаемый воздух нельзя задерживать.
  • Упражнения легче выполняться под счет.
  • Для зрительного контроля на начальных этапах допускается использование зеркала.
  • Выдыхаемую струю воздуха контролируют с помощью ватки, поднесённой ко рту ребёнка: при правильном выполнении ватка будет отклоняться.

Вести работу над развитием воздушной струи и речевого выдоха можно самыми разными способами: надувать воздушные шарики и мыльные пузырики, дуть в свисток, губную гармошку, дудочку, задувать свечки. Такие игрушки развивают и силу, и длительность воздушной струи. Направление выдоха труднее скорректировать. Тут применяются такие упражнения, как дутье на высунутый язычок, где нужно следить, чтобы воздушная струя шла по середине языка.

Игры для развития силы воздушной струи

  • Задуть свечку
  • Подуть на одуванчик
  • Надуть шарик
  • Дуть через трубочку в мыльный раствор
  • Игры со свистульками

Игры на развитие длительности воздушной струи

  • Дуть на вертушку
  • Дуть на мыльные пузыри
  • Духовые музыкальные инструменты (дудочки, свистульки)

Игры на развитие направленности воздушной струи

  • Задуй гол в ворота (подуть на ватный шарик)
  • Кораблики (подуть на кораблик в воде)
  • Гонки (дуем на предмет через трубочку, кто быстрее)

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *