Развитие одаренности детей

«Развитие технических способностей  детей дошкольного возраста за счет внедрения конструкторов нового поколения в процессе  деятельности  экспериментальной площадки «Развитие одаренности детей дошкольного возраста средствами легоконструирования»

Методист   ГККП «Ясли – сад №9»
Васильева Светлана Васильевна

В настоящее время в системе дошкольного образования происходят значительные перемены. Это связано с обновлением содержания дошкольного воспитания и обучения.

Миссия современного воспитателя —  вырастить технически грамотное поколение, поколение лидеров. Сегодняшнее  поколение детей – это поколение, направленное на успех.   Ранее  считали успехом –   вертикальный рост по карьерной лестнице.    Сейчас это   не актуально. В современном обществе  карьерный рост  идёт по горизонтали. Он   определяться тем, «что я умею и, что умеют другие, если мне конкуренции нет — я лидер». Техническая   одарённость у   дошкольников  проявляется  и формируется в деятельности. 

Подготовка детей к изучению технических наук — это одновременно и игра, и обучение, и техническое творчество, что способствует воспитанию активных, увлеченных своим делом людей, обладающих инженерно-конструкторским мышлением. Очень важно на ранних этапах выявить технические наклонности ребенка и развивать их в этом направлении. По данным педагогов и социологов, «ребенок, который не познакомился с основами технической деятельности до 7–8 лет, в большинстве случаев не свяжет свою будущую профессию с техникой».

В нашей дошкольной организации с 2017 года по 2020 учебный год  работала    городская экспериментальная площадка  «Развитие одаренности детей дошкольного возраста средствами легоконструирования».

Новизна экспериментальной деятельности выражена в инженерной направленности обучения, которая базируется на новых инновационных технологиях, предусматривает авторское воплощение замысла в технические модели и проекты, отвечает требованиям направления региональной политики в сфере образования —  развитие научно-технического творчества детей в условиях обновления дошкольного образования.

Поиск эффективных инновационных технологий, направленных на развитие технического  мышления, конструкторско-моделирующей деятельности дошкольников, позволил нам познакомиться с конструкторами «нового поколения»: Лего, Тико, Klikko, LegoEducation   — уникальным  средством развития, обучения и воспитания детей. Игры с конструкторами позволили создать в группах своеобразный микроклимат для развития творческих сторон, интеллектуальных качеств: внимание, память, умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал, способность к комбинированию деталей и предметов, умение находить ошибки и недостатки, пространственное представление и воображение, способность предвидеть результаты своих действий. В совокупности эти качества и составляют то, что называется сообразительностью, изобретательностью, творческим складом мышления.

Работая с конструкторами «нового поколения», педагоги решили несколько «проблем»:

  • в группах созданы центры конструирования, моделирования и технического творчества, которые  оснащены конструкторами нового поколения в соответствии с возрастом детей. Это современные конструкторы с движущимися деталями, элементарными узлами для создания механизмов. Собран дидактический материал: альбомы  с изображениями разнообразных конструкций и построек для рассматривания, схемы, алгоритмы, планы, рисунки как основы для строительства и конструирования в соответствии с возрастом.
  • посредством использования конструкторов нового поколения эффективно решаются образовательные задачи  на ОУД,  что позволяет оптимально сочетать базисное содержание образования и приоритетные направления в работе ДО. В условиях внедрения Государственного общеобязательного стандарта дошкольного воспитания и обучения, инновационные технологии: лего и тико конструирование, робототехника,  позволяют осуществлять интеграцию образовательных областей:   познание,   социум, коммуникацию, здоровье,  творчество,  в соответствии со сквозными  темами. Эти технологии  интересны нашим педагогам  тем, что, строясь на интегративных принципах,  позволяют обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования дошкольников.
  • для развития технических способностей, детской одарённости  педагоги, применяют метод проблемно-развивающего обучения: создают  на занятии ситуации познавательного затруднения. Например, предлагают детям возвести через реку мост определённой ширины для пешеходов и транспорта, не давая при этом детям образца постройки, рисунков и способов её возведения. Воспитанники определяют лишь условия, которым постройка должна соответствовать. Применяют творческие и нестандартные задания с конструкторами нового поколения  на развитие  воображения, мышления, памяти, целеустремленности, настойчивости.

Каждый педагогический коллектив имеет право на инновационную деятельность. Но в этом случае он должен взять на себя определенные обязательства по подготовке и организации нововведения, так как объектом любой педагогической инициативы становятся дети.

Содержание работы во многом определяется формой. В качестве основной формы работы с педагогическими кадрами мы выбрали — творческую группу. В зависимости от этапов инновационного проекта задачи деятельности творческой группы видоизменялись, а сам состав группы пополнялся новыми участниками. Итогом творческой группы стала методическая копилка по   научно-методическому и дидактическому  обеспечению экспериментальной деятельности в  ДО.

Расширение и углубление содержания научно-технической деятельности в ДО осуществлялось в рамках вариативного развивающего  обучения  с целью подготовки  воспитанников к дальнейшим ступеням развития и создание условий для личностного и интеллектуального развития по средствам ЛЕГО-конструирования начиная со средней группы.

В группах предшкольной подготовки в процессе кружковой деятельности у детей развиваем  инженерно – конструктивное мышление через применение технологии ТИКО-моделирования. Организация кружковой деятельности на основе ТИКО-моделирования – процесс творческий, осуществляемый через совместную деятельность педагога и детей, детей друг с другом и позволяющий провести время в группе во второй половине дня интересно и с пользой.

Эффективность образовательного процесса ДО значительно выше, когда педагоги и родители являются партнерами, работают совместно и в одном направлении.  С этой целью организован детско — семейный  клуб «Лего — фантазии» по формированию  навыков сотворчества детей и родителей. Эта  совместная созидательная деятельность «на равных» имеет большой развивающий потенциал: дает возможность взрослым понять интересы и раскрыть таланты своего ребенка, установить взаимопонимание, почувствовать каждому из участников свою значимость в общем деле..

В результате    образовательной деятельности воспитанники знают: различные виды современных конструкторов их назначение и особенности; простейшие основы механики;  конструируют  по образцу, по контурной схеме, по словесной инструкции и по собственному замыслу; анализируют, планируют предстоящую практическую работу; создают  собственные ЛЕГО, ТИКО-изобретения  путем комбинирования изученных геометрических модулей.

Педагоги владеют: инновационными педагогическими технологиями LEGO, ТИКО  конструирования  и образовательной робототехники как средствами развития технического творчества детей; распространяют свой  опыт и достижения через информационно-образовательные сайты; применяют полученные знания на практике в ходе организации образовательной  деятельности.

В результате, в ДО созданы условия  не только для расширения границ социализации ребёнка в обществе,  активизации  познавательной деятельности, демонстрации своих успехов, но и закладываются  истоки  профориентационной работы, направленной на пропаганду профессий инженерно- технической направленности.

Можно с уверенностью сказать, что внедрение в образовательный процесс современных образовательных технологий с использованием конструкторов нового поколения помогает выявить детей, проявляющих способности в области научно-технического творчества, воспитывать будущих инженеров с детского сада.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *