«Приобщение детей к общечеловеческим и национальным ценностям»

Аристова Наталья Анатольевна,  Ларюшина Татьяна  Александровна
Г.Костанай  ГККП «Ясли-сад № 9» Воспитатели  предшкольной группы «А»

В Типовой учебной программе дошкольного воспитания и обучения определяется задача приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; подчеркивается необходимость формирования у детей первичных представлений о культурных традициях, о многообразии культур стран и народов мира. В связи с этим данная проблема является актуальной задачей развития ребенка дошкольного возраста, с одной стороны, как человека социального, то есть способного занять свое место в обществе, с другой стороны, культурного, присваивающего культуру и преобразующего ее в своей деятельности.

Дошкольное детство – важнейший период в духовно-нравственном становлении и развитии личности. Именно в дошкольном возрасте закладывается основа системы духовно-нравственных ценностей, определяющая отношение человека к миру во всем его многообразии.

Вариативные формы, методы, средства приобщения детей к общечеловеческим ценностям:

  • усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
  • формирование первичных представлений о малой родине, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, о традициях и  праздниках владение речью как средством общения и культуры;
  • развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы);
  • становление ценностей здорового образа жизни.

Приобщение детей к общечеловеческим ценностям в дошкольной организации осуществляется во всех направлениях развития и образования детей. Человек, семья, труд, знания, культура, отечество, земля, мир – достаточно емкие и понятные ценности, составляющие идеал современного воспитания.

Главной целью в работе с детьми дошкольного возраста мы считаем приобщение их к общечеловеческим ценностям. Реализация этой цели проходит по нескольким направлениям: работа с детьми, с родителями, с социумом.

В нашей дошкольной организзации воспитываются дети разных национальностей и все они должны чувствовать себя одинаково комфортно. Используемое нами содержание воспитания предусматривает погружение ребенка в отечественную культуру с непременным учетом этнокультурных особенностей республики Казахстан.

Казахстан – моя Родина.

  • расширение знания о родной стране, государственных и народных праздниках, символике страны, ее назначении. Формирование представления о Президенте Республики Казахстан, о том, что он служит народу, решает различные проблемы своего народа;
  • обучение умению узнавать символы Республики Казахстан, о том, что государственный Гимн слушают и поют стоя, с приложенной правой рукой к левой части груди, мальчики при этом снимают головные уборы. Формирование представления о государственном празднике День независимости. Расширение представления о народных праздниках, приобщение детей к активному участию в праздниках путем разучивания стихов, песен, танцев. Армия Республики Казахстан.

Этнокультурное воспитание дошкольников понимается нами не только как изучение традиций казахского и русского народов, знакомство с обрядами, праздниками, но и как приобщение ребенка к миру общечеловеческих ценностей: формирование отношения к природе, к рукотворному миру, к людям, к труду, к искусству, культуре родного края.

Формирование знаний об исторических корнях казахов: об устройстве и внутреннем убранстве казахской юрты. Расширение знаний о казахских народных традициях и обычаях. Описание кочевой образ жизни казахов на основе изучения наглядных материалов. Совершенствование знаний о родной стране, государственных и народных праздниках, символике страны, ее назначении. Совершенствование знания о Президенте Республики Казахстан, о том, что решает различные проблемы своего народа.

Для выполнения задач развития профессионально-технической компетентности в части реализации формирования личностных качеств, старались вдумчиво и рационально организовать развивающее пространство: обеспечена экологическая и психологическая комфортность образовательной среды; организована игровая и предметно-развивающая среда; созданы условия для безопасности жизни и здоровья детей; обеспечены условия для воспитания и развития социально-коммуникативных качеств каждого из детей.

Первостепенным в нашей работе стало воссоздание неповторимой казахской и  русской  национальной среды, с помощью которой ребёнок как бы входит в мир национального фольклора, языка, уклада жизни. В группах созданы уголки национального воспитания, где собраны предметы обихода, папки с иллюстрациями  национальных костюмов, музыкальными инструментами, предметами труда, помогающими знакомить детей с историей, культурой, трудом, бытом разных народов, которым отводится особое место в формировании этнокультурной компетентности у дошкольников.

Во всех возрастных группах педагогами:

  • собран обширный материал по данной теме (книги, иллюстрации, карты, картотеки, альбомы, тематические папки, художественная литература;
  • с детьми проводятся: организационно-учебная деятельность, беседы, целевые прогулки, экскурсии (краеведческий музей, парк), чтение художественной литературы, слушание музыкальных произведений, рассматривание иллюстраций, картин;
  • организована работа с родителями (законными представителями): индивидуальные беседы, консультации, наглядная информация, изготовление тематических папок, альбомов, рисунков, поделок, создание фоторепортажей о семейных походах к достопримечательностям города.

Целью нашей педагогической деятельности является разработка и реализация проектов по формированию представлений и положительного отношения у дошкольников к общечеловеческим ценностям. Во всех возрастных группах ведется работа по теме,  что позволяет нам, педагогам, помочь детям раскрыть окружающий мир, сформировать у них представление о себе как о представителе человеческого рода; о людях, живущих на Земле, об их чувствах, поступках, о правах и обязанностях, о разнообразной деятельности; на основе познания развивать творческую, свободную личность, обладающую чувством собственного достоинства и уважением к людям.

Сказка — ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок! Это выражение знакомо каждому человеку с детства. Сказка – это один из первых видов художественного творчества, с которым знакомится ребёнок. Наверное, нет ни одного малыша, который был бы равнодушен к сказке. Любая сказка, даже самая простая, несёт в себе определённый опыт поколений, мудрость предков, глубокий смысл и развивающий потенциал. Сказка не только помогает ребёнку взглянуть на сложные взаимоотношения, поведение, поступки сказочных героев со стороны, но и сделать на основании этого правильные оценки и выводы и, что самое главное, реализовать их в повседневной жизни. Ведущей формой в работе по приобщению детей дошкольного возраста к общечеловеческим ценностям является театрализованная деятельность, которая помогает решать воспитательные задачи через перевоплощение в художественные образы, в активном восприятии, накоплении впечатлений от произведений искусства и окружающего мира. Малыш будь он зрителем или исполнителем, вступает в эмоциональный контакт с героями художественных произведений, переживает вместе с ними. Такое глубокое сопереживание затрагивает чувственную и интеллектуальную сферу ребёнка.

Особое внимание уделяется организации праздников и развлечений. В подготовке и проведении праздников активно участвуют родители и сотрудники детского сада. Взаимодействие с социально – культурными институтами детства является очень важным при организации данной работы.

Одним из важных педагогических условий формирования этнокультурной компетентности дошкольников является активное включение родителей в эту деятельность. Удачно зарекомендовали себя такие формы работы, как:

  • родительские собрания, на которых активно обсуждают вопросы этнокультурного образования и воспитания;
  • консультации для родителей;
  • совместное творчество детей, родителей и педагогов (в рамках разработанного плана были организованы выставки работ совместного творчества взрослых и детей;
  • участие родителей во всех праздниках и развлечениях с этнокультурной тематикой, проводят совместно с воспитателем организованные образовательные ситуации по этнокультурному образованию и воспитанию дошкольников; — предоставление родителями альбомов с фотографиями, предметов быта и искусства для создания мини-музея семейных коллекций в групповой комнате.

День Победы занимает особое место в жизни каждого человека. На протяжении уже долгого времени мы, как и все педагоги, очень много времени посвящаем Великой дате. В рамках празднования Дня Победы были организованы и проведены мероприятия с детьми и родителями.

Наблюдая за детьми, мы поняли, как важно обеспечить им «зону ближайшего развития». Поэтому наша деятельность по обогащению среды происходила на глазах детей и с их посильным участием. Этому сопутствовали наблюдения, беседы, обсуждения, рассматривание иллюстраций, чтение книг. В подобных совместных со взрослыми делах дети расширяют свой активный и пассивный словарь, усваивают новые знания, приобретают новые впечатления, развивают наблюдательность, любознательность. Об этом свидетельствуют вопросы, которые дети задают: «Почему?», «Для чего?», «Как надо?». Важно, чтобы предметная среда имела характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и, самое главное, развитию. Иначе говоря, среда должна быть не только развивающей, но и развивающейся.

Приобщение ребёнка к общечеловеческим ценностям одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребёнка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Главный результат, на который и была направлена наша работа, — усвоение детьми вечных ценностей, воспитание милосердия, уважения, любви к родным и близким.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *