Программа «Рухани жаңғыру»

Освоение регионального компонента в воспитательной работе дошкольной организации в условиях реализации Программы «Рухани жаңғыру»

Освоение регионального компонента реализуется воспитателями по «Программе реализации языков» и направлено на изучение культуры, истории казахского народа. Воспитатели планируют содержания воспитательной работы по реализации регионального компонента в рамках Программы «Рухани жаңғыру». Запланированы в циклограммах компоненты национальных и социокультурных условий развития детей дошкольного возраста через ознакомление с малой Родиной – Костанаем.

Программа «Рухани жаңғыру», направленная на развитие патриотичной и проактивной личности единой нации, как фундамента успешного будущего, требует от педагогов определённых задач по:

  • вовлечению родительской общественности, в реализацию Программы «Рухани жаңғыру»
  • внедрению IT — платформы для эффективного управления условиями активного участия родителей в реализации проектов и мероприятий;
  • развитию коммуникаций для информационного сопровождения Программы «Рухани жаңғыру» и обеспечения эффективной «обратной связи» через СМИ, в т.ч. социальные сети;
  • инициированию, планированию, реализации проектов и мероприятий, направленных на реализацию Программы «Рухани жаңғыру»

Решение, названных задач по реализации Программы «Рухани жаңғыру» затрагивает все образовательные области и осуществляется через все формы работы с воспитателей с детьми и родителями:

  • в образовательной деятельности (занятия);
  • в игре;
  • в совместной деятельности педагога с детьми;
  • в культурно – досуговой деятельности;
  • в самостоятельной деятельности детей;
  • в совместной деятельности с родителями воспитанников;
  • в работе с социумом.

С целью оптимизации управленческих процессов по достижению результатов в реализации Программы «Рухани жаңғыру» педагоги дошкольной организации учат детей и их родителей делать упор на национально-культурные корни казахстанцев.

Построение педагогического процесса в условиях реализации Программы «Рухани жаңғыру» предполагает внедрение инновационных проектов и программ.

Проект «Использование народных игр», «О национальных орнаментах», «О проведении праздника Наурыз в семье» к празднику Наурыз, разработанные с учётом казахской национальной культуры, как средство этнокультурного развития детей дошкольного возраста в условиях реализации программы «Рухани жаңғыру». Проекты предполагают использование народных игр в работе с детьми, позволяют донести до детей нравственные ценности, колорит обычаев, своеобразие казахского языка, формировать интерес к национальной культуре, традициям.

Проектная деятельность помогла реализовать актуальные в настоящее время цели нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Особенность проекта в том, что он содействует сохранению духовного здоровья детей, знакомит их с народными традиционными праздниками родного края.

Развитие сенсомоторной функции у детей младшего дошкольного возраста, творческих способностей, речи детей, приобщение к культуре Казахстана воспитатели показали через использование технологии тестопластика (лепка из соленого теста), в рамках проекта «Мукасолька».

Дошкольники вместе с родителями и педагогами изучают историю и национальные традиции Казахстана в поисково-исследовательской деятельности. Проект «Диванная подушечка для любимой мамы» у воспитателя Евсеевой Я.А. о развитии тёплых семейных отношений у детей и их родителей, о национальных традициях казахов, укладе жизни кочевников, в которой не было места громоздкой мебели и её заменяли подушки. Через весь проект красной нитью прошло воспитание любви к родному дому, малой Родине, по одному из базовых направлений «Саналы Азамат» в подпрограмме «Тәр- бие және бiлiм» Программы «Рухани жаңғыру».

Проект Земба О.Н «Как праздновала Наурыз моя дружная семья» о развитии исторического краеведения, способствующего воспитанию духовно-ценностной и практической ориентации детей и их родителей по одному из базовых направлений — «Өлкетану» в подпрограмме «Тәрбие және бiлiм» Программы «Рухани жаңғыру»

Воспитатели объясняют детям и их родителям, что каждый казахстанец должен понимать — образование — самый фундаментальный фактор успеха в будущем. В системе приоритетов молодежи, образование должно стоять первым номером. Если в системе ценностей образованность станет главной ценностью, то нацию ждет успех. Переход на латиницу имеет свою глубокую историческую логику. Это и особенности современной технологической среды, и особенности коммуникаций в современном мире, и особенности научно-образовательного процесса в XXI веке. Это целевой подход, чтобы отечественная культура зазвучала на шести языках ООН: английском, русском, китайском, испанском, арабском, французском. И, как результат работы в этом направлении, проект Бексултановой А.А. «Что такое алфавит?». В процессе проекта дети познакомились с понятием алфавит. Узнали, что каждая страна имеет свой алфавит. Усвоили необходимость перехода нашей страны на новый алфавит. Поняли, что переход на латиницу имеет свою глубокую историческую логику.

В процессе праздников, развлечений и утренников детско-родительское общество усвоило, что культурно – географический пояс святынь Казахстана – это символическая защита и источник гордости, который незримо несет нас через века.

Воспитатели доносят детям и их родителям в игровой, занимательной форме, что важно знать не только историю Казахстана, но и примеры современности. Направляют внимание детско-родительского общества на современность, на историю наших современников.

Изучение космического пространства — это история современности, где мы знакомим дошкольников с достижениями современной науки, современными героями – космонавтами Казахстана. Халитова С.В. в проекте «Загадочный мир космоса» познакомила детей с современными героями, изучающими космос, с людьми, кто своим умом, руками и талантом славит современный Казахстан, и являются золотым фонд нации.

Воспитатели организуют консультации по привитию детям интереса к изучению родного края, приобретение ими знаний и навыков по реализации краеведческих проектов и формирование активной позиции к развитию малой родины. Участвуют в творческих и профессиональных конкурсах по созданию условий, способствующих самореализации каждой личности с активной жизненной стратегией на основе общечеловеческих ценностей, готовой к принятию и преодолению вызовов окружающего мира и удовлетворенной качеством своей жизни. Воспитатели активизируют «моду на чтение» у детей и взрослых. Принимают участие в педагогических чтениях.

Развлечения в группах и вечерние игры организуются с учетом этнокультурной составляющей и направлены на систематизацию знаний у детей о родном крае – Республике Казахстан.

Во время разгадывания ребусов, головоломок с детьми педагоги используют вопросы к детям на сообразительность и логическое мышление — все это способствует мыслительной деятельности. При выборе материалов к развивающим играм делают упор на основные принципы дидактики, которые лежат в основе основной образовательной программы, учитывают возрастные и гендерные особенности детей, а также уровни их развития.

Педагоги читают с детьми художественные произведения, разучивают поговорки и пословицы о Родине, знакомят с национальной одеждой казахов.

Используют в воспитательной работе ИКТ, технологии исследования, игровые технологии.

Управленческие действия педагогов направлены на реализацию регионального компонента, затрагивают все образовательные области, осуществляются через все формы работы с детьми и все культурные практики.

Педагоги вовлекают родителей в воспитательный процесс: индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, оформление информационных стендов, организация выставок совместных поделок детей и родителей, участие родителей на детских концертах и праздниках.

Всё это является условиями для положительной динамики управленческих действий педагогов по освоению регионального компонента в воспитательной работе в условиях реализации Программы «Рухани жаңғыру».

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *