Индивидуальная работа по запросу родителей

Семинар — практикум в рамках работы Консультативного пункта

Цель: Оказание консультативной и практической помощи родителям, чьи дети не посещают детский сад, о роли книги в речевом развитии, в условиях семьи.

Подготовила и провела:
Воспитатель: Земба О.Н.

март 2021 г.

Консультация для родителей
«Роль детской книги в речевом развитии детей»

УЧИМСЯ РАССКАЗЫВАТЬ

Массовое явление, связанное с низким уровнем речевого развития детей, обусловлено серьезными причинами. Компьютер широко вошел в нашу   повседневную жизнь. Дети мало общаются, их речевой опыт ограничен, языковые средства несовершенны. Разговорная речь бедна, малословна. Резко снизился интерес детей к чтению. Социальные проблемы общества не позволяют родителям  уделять достаточно внимания всестороннему развитию своих детей.  

Ребенок-дошкольник является своеобразным «читателем». В действительности это слушатель, чья встреча с книгой полностью определяется взрослым человеком, начиная от выбора текста для чтения и кончая продолжительностью общения с книгой. От взрослого  зависит и то, станет ли ребенок настоящим, увлеченным читателем или встреча с книгой в дошкольном возрасте мелькнет случайным эпизодом в его жизни.

Но, чем же так страшно детское «нечтение»? Во-первых, обедняется словарный запас и как следствие, понижается уровень интеллектуальных возможностей. Во-вторых, нарушается процесс социализации, вхождения в общество, знакомство с его моральными и духовными ценностями, что порождает конфликт.

В-третьих,  не читающие дети, вырастая, не приучают к книге своих детей, что постепенно ведет к духовному отчуждению представителей различных поколений в семье. Формально – люди грамотны, они пишут, и читают, но уметь читать – не значит складывать из букв слова, это значит понимать прочитанное, вникать в смысл текста.

Одна из самых важных задач обучения дошкольников родному языку – развитие связной речи. Каждый ребенок должен уметь содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. Это поможет ему преодолевать молчаливость и застенчивость, быть общительным, уверенным в своих силах. В то же время речь ребенка должна быть живой, непосредственной, выразительной.

После пяти лет, когда у ребенка появляется достаточно большой запас знаний об окружающем мире, он с удовольствием начинает придумывать, сочинять, проявляя творчество. Помочь ребенку в придумывании рассказов и историй можно разными способами:

  • в название хорошо знакомой сказки добавить слово, обозначающее какой-либо предмет. Например, «Волк, семеро козлят и компьютер», «Мальчик-с-пальчик и паровоз» и т.п.;
  • сюжет знакомой сказки переместить в другое время и пространство. Например, «Жили-были старик со старухой в наши дни», «Красная Шапочка на необитаемом острове» и т.п.;
  • предложить ребенку изменить концовку сказки, используя прием введения в сюжетное повествование какого-либо предмета, явления. Например, медвежата из сказки «Два жадных медвежонка» вместо сыра съедают таблетку от жадности;
  • предложить заглянуть в прошлое или будущее сказочных героев: что было раньше с тем или иным героем, что может произойти потом;
  • написать письмо своему любимому герою или автору сказки;
  • сочинить разговор сказочных персонажей по телефону (на любую тему);
  • придумать сказку по опорным словам. Например, ласточка, девочка, кот;
  • рассказать историю от лица любого героя или предмета;
  • описать одно и то же событие с разных точек зрения. Например, от лица веселого человека и грустного человека и т.д.

Очень хорошо сделать альбом детских рассказов, дать ему интересное название, предложить ребенку нарисовать к каждому рассказу иллюстрации. Это будет толчком для развития детского творчества.

«УЧИМСЯ, ИГРАЯ»

Мир детства невозможно представить без сказки. Часто в сказках встречаются пословицы и поговорки, смысл которых не всегда понятен для дошкольников.

Пословицы и поговорки –  сокровища  народной речи и народной мудрости: они полны ярких образов, нередко построенных на оригинальных созвучиях и рифмах. Это явление не только языка, но и искусства, соприкосновение с которым очень важно для детей. В них сконцентрирован, обобщен опыт поколений, заложено культурное наследие народа. Пословица – краткое изречение с назидательным смыслом; поговорка – выражение, преимущественно образное, не составляющее, в отличие от пословицы, законченного высказывания и не являющееся афоризмом. Необходимо помнить: пословицы строятся на антитезе, чаще всего они имеют прямой и переносный смысл. Синтаксически они делятся на две части, причем во второй части содержится вывод, мораль, иногда поучительный смысл, например «Не узнавай друга в три дня – узнавай в три года». Поговорка не имеет нравоучительного, поучающего смысла, тем не менее, ей свойственна метафоричность: «Убил двух зайцев. Семь пятниц на неделе. Заблудился в трех соснах».  Ребенок должен не только понимать эти емкие, меткие выражения, но и уметь пользоваться ими в жизни.  С этой целью предлагаем вам  поиграть с ребенком в эти игры.

Дидактическая игра «Я начну, а ты продолжи»

Задачи:

  • учить понимать образные слова в пословицах и поговорках;
  • развивать интерес к значению слова;
  • Учить активно использовать их в речи.

Тише едешь –   (дальше будешь).
Крепкую  дружбу водой —  (не разольёшь).
Один в поле —  (не воин).
Глупые ссорятся, а умные – (договариваются).
Под лежачий камень – (вода не течет).
Семь раз отмерь – (один отрежь).
Что посеешь – (то и пожнешь).

Дидактическая игра «Угадай-ка».

Задачи:

  • учить понимать образные слова в пословицах, поговорках, фразеологизмах, активно использовать их в речи;
  • развивать понимание такого языкового явления, как многозначность слова.

…..

Что вешают, приходя в уныние? (Повесить нос.)
Не цветы, а вянут? (Уши вянут.)
Что можно услышать в полной тишине? (Как муха пролетит.)
В чем можно утонуть опечалившись? (В слезах.)
Какую часть лица надувают обидевшись? (Надуть губы.)
Что можно искать в поле? (Ищи ветра в поле.)

Дидактическая игра «Одним словом».

Задачи:

  • учить объяснять смысл пословиц, поговорок, фразеологизмов;
  • познакомить с тем, что слова имеют значением смысл, в разговоре их необходимо употреблять в соответствии со значением;
  • развивать аналитическое мышление.

Надуть губы. (Обидеться.)
Как снег на голову. (Внезапно.)
Вылетело из головы. (Забыть.)
Как по команде. (Дружно.)
Со всех ног. (Быстро.)
Рукой подать. (Близко.)

ПОЧИТАЙ, МНЕ МАМА!

Семья, в которой книга сопровождает ребенка с момента его рождения, семья, в которой читают родители, — это предпосылка грамотности и «чутья» родного языка. При отсутствии доброй традиции семейного чтения ребенок практически никогда не берет книгу сам. Он должен ощущать, что жизнь его родителей немыслима без чтения, тогда книги войдут и в его жизнь.

Взрослые должны помнить, что книга привлекает ребенка, прежде всего оформлением. Ее внешний вид должен быть не только привлекательным, но и завлекательным: разные формы обложек, красивые, яркие иллюстрации. О том, что это приоритетно для ребенка, хорошо сказал современный поэт:

Мы читаем книги вместе.
С папой каждый выходной.
У меня картинок двести,
А у папы – ни одной.
У меня слоны, жирафы
Звери все до одного,
И бизоны, и удавы,
А у папы – никого!
У меня —  в пустыне дикой
Нарисован львиный след.
Папу жаль. Ну что за книга,
Если в ней картинок нет!

В домашней библиотеке должны быть разные типы книг. Например, книжка-вырубка. Ее обложка вырезана по контуру того предмета, о котором идет речь в тексте, и ее игровое внешнее оформление тоже способствует привлечению ребенка к знакомству с содержанием.

Другой тип – книжка-панорама. Она не только ярко иллюстрирована, но и снабжена движущимися фигурками. Действие в ней как бы оживает с помощью этих фигурок. Манипулируя ими, ребенок не только включается в ритм текста, но и переживает происходящее вместе с героями.

Так же надо помнить о том, чтобы в библиотеке малыша должны быть познавательные книги, заставляющие его мыслить, развивающие его интеллект, книги разного типа отражения действительности: не только сказки, но и реалистическая литература, не только проза, но и поэзия. Это нужно для того, чтобы ребенок с детства понимал многоликость мира, чтобы развивался весь спектр его чувств.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *